Home » Без рубрики » Композиция сочинения 9-11 классы для экзамена

Композиция сочинения 9-11 классы для экзамена

С ЧЕГО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ?

Роль вступления к тексту трудно переоценить. «Доброе начало — половина дела», — гласит пословица.

Вступительная часть может быть оформлена по-разному:

1. Наиболее распространённый вариант связан с определением темы текста:

«Автора текста, который я прочитал, как и многих из нас, привлекает тема активности и пассивности людей, деятельности и созерцательности».

Выбрав этот вариант вступления, экзаменуемый может:

— дать собственное определение темы;

— привести лирическое размышление о теме текста или его проблематике.

2. Обратитесь к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям (разумеется, если они вам известны и имеют прямое отношение к проблеме).*

 «Автор текста (ФИО), который я прочитал, настоящий мастер слова, публицист и общественный деятель, чьи статьи неизменно вызывают интерес читателей, заставил меня задуматься о…».

Минимальным условием при этом является хорошее знание автора, его биографии, убеждений, заслуг в определённой области науки, искусства, общественной деятельности. При выборе такого способа следует остерегаться фактических ошибок, которые связаны с искажением сведений авторской биографии или неверной оценкой его заслуг. Например:
«Я прочитал текст известного писателя».

3. Введение в тему может осуществиться с помощью именительного темы, риторического вопроса и восклицания и других стилистических приёмов. Особенно это уместно тогда, когда текст сочинения строится в художественном или художественно-публицистическом стиле:

«Счастье… Кто из нас не мечтал о нём! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется».

«Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства!»

«Что даёт миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта?»

«Наследственность или воспитание? Природное или социальное? Что же определяет направление формирования способностей личности?»

Назывное предложение в начале также должно содержать ключевое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте.

Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед Евгений Борисович Тагер — один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.

 Далеко не любое вопросительное предложение представляет собой риторический вопрос. Риторический вопрос — это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение.

Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с заядлыми спорщиками, которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора, которые рассматривает в своем тексте Л. Павлова.

   Риторическое восклицание выражает эмоции пишущего: радость, удивление, восхищение и т. д., привлекает внимание к предмету речи.

Как прекрасен русский язык! Как много в нем слов, способных выразить самую глубокую мысль или любой оттенок чувства! Почему же порой, когда человек берет лист бумаги или садится к компьютеру, в его голове возникают только скучные, шаблонные фразы? В чем причина появления штампов в нашей речи? Эта проблема волнует каждого, кто по-настоящему требовательно относится к самому себе, к своей речевой культуре.

4.Удачный вариант начала сочинения может быть связан с применением афоризма или цитаты:

«О времена! О нравы!» — воскликнул Марк Туллий Цицерон. Кажется, будто эти слова произнесены сегодня. Вслед за великим политиком и ритором о времени рассуждает автор прочитанного мною текста.

«Народная мудрость гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Справедливо ли это? Поиску ответа на этот вопрос посвящен текст…»

«Родину, как и родителей, не выбирают…» — пишет Валентин Распутин. Действительно, для кого-то «малой» родиной станет район большого города, кто-то до конца своих дней с теплотой будет вспоминать окрестности родного села. Какими бы ни были места, в которых прошло наше детство, человек неразрывно связан с ними всю жизнь. Итак, в чем значимость «малой» родины в жизни человека? Этой проблеме посвящен текст В. Распутина.

5. Приведите общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии

6. Сошлитесь на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.

Как говорят психологи, общее впечатление о человеке при первом знакомстве с ним складывается всего за несколько минут, причем зависит оно в основном от внешнего вида, манеры одеваться, мимики и т. п. Однако всегда ли можно доверять своему первому впечатлению? Этот вопрос волнует автора данного текста.

7. Обратитесь к читателю, напоминая ему определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.

Кто же из нас не слышал красивых слов, произнесенных в торжественных ситуациях и обращенных к победителям конкурсов, соревнований, юбилярам, ветеранам Великой Отечественной войны? Думаю, слушая эти «гладкие» речи, многие задумывались над искренностью, правдивостью сказанного. Почему же некоторые официальные поздравления могут вызвать не радость, а обиду? Над этой проблемой заставляет задуматься текст Ф. Вигдо-ровой.

8. Заинтригуйте читателя, создайте состояние напряженного ожидания.

Задумывались ли вы о том, что современный человек может попасть в Древнюю Грецию, увидеть быт Киевской Руси, оказаться в средневековом Китае?.. Более того, каждый из нас в мгновение ока может перенестись в любое время и в любое место! Для этого достаточно обратиться к книгам. Необходимо только найти нужную книгу, которая откроет дверь в удивительный мир, полный тайн, приключений и потрясающих открытий. Как же сделать правильный выбор? Над этим вопросом и размышляет Л. Лазарев, обращаясь к проблеме выбора книг для чтения.

9. Создайте эмоциональный настрой, постарайтесь вызвать определенное чувство.

Думаю, у каждого человека есть книги, с которыми связано много теплых воспоминаний, книги, которые стали верными друзьями и мудрыми помощниками, книги, без которых трудно представить свою жизнь. Какова же роль книги в становлении личности человека? Над этой проблемой размышляет автор…

10. Опишите чувства, мысли, впечатления, которые возникли у вас после чтения текста.

Прочитал текст и задумался… Два камня… Две судьбы… Две разные жизненные дороги. Один, оставшись на берегу, в уютной заводи, ощущает себя героем, другой, познавший шторма и бури, остался все тем же, искренним и добрым. И что же? «Камни как камни», — скажет кто-то. Но сколько же нашего, близкого, человеческого в судьбах этих камней! Используя аллегорию, автор настраивает нас на философское размышление о некоторых важных вопросах. И пожалуй, главный из них: что же лучше — отсиживаться в тихом и уютном месте, рассказывая всем о своем героическом прошлом, или устремиться навстречу неизвестному, подвергаясь опасности, но чувствуя вкус настоящей жизни?

Конечно, эмоциональное вступление предполагает и не менее яркое сочинение.

11. Если ни один из предложенных выше способов не подходит, начните сочинение с проблемного вопроса.

Как должен жить человек: быть самим собой или казаться более значимым, чем есть на самом деле? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

12. Для написания вступления можно использовать прием подступа: выделив проблему текста, приведите типичные факты, события, высказывания, имеющие отношение к предмету размышления, плавно подведите читателя к формулировке проблемы, в которой обобщите сказанное.

 Например:

Проблема роли детства в жизни человека

В памяти каждого человека навсегда остаются впечатления детства: район большого города или окрестности родного села, первые радости и печали, первые друзья… Где бы ни прошли наши детские годы, с ними у нас связано все самое светлое и прекрасное. Какова же роль детства в жизни человека? Над этой проблемой заставляет задуматься прочитанный текст.

Проблема понимания искусства

Прочитав книгу, рассмотрев картину, прослушав музыку, человек часто остается в недоумении. «Ничего не понятно!» — разочарованно восклицает читатель, зритель или слушатель. Впрочем, пытался ли он постичь замысел автора или ожидал, что в произведении искусства все должно быть четко и ясно? Здесь мы сталкиваемся с проблемой понимания искусства, которой и посвящен текст…

13. Вопросно-ответное единство. Специалисты по риторике советуют вносить элементы диалога в публичное выступление. Диалогичность не помешает и в сочинении, позволит сделать вступление более энергичным.

«Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляет задуматься текст В. Сухомлинского.»

14. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем.

Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета.

Каков объем вступления?


Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *